ADDRESS

Санкт-Петербург

Хочу научиться медиации

– Тренироваться, тренироваться, тренироваться….

Мне как тренеру медиации часто задают вопрос: Какую литературу по медиации Вы посоветуете прочитать?  Для начала давайте разберемся, зачем Вам список литературы.

Предположение первое: Вы хотите изучить историю и сферы применения медиации. В этом случае рекомендую выбрать соответствующую литературу и статьи по теме альтернативного метода разрешения споров и урегулирования конфликтов. Безусловно книги позволяют сполна исследовать тему и погрузиться в нее значительно глубже. Вот только назвать это обучением медиации язык не поворачивается.

Предположение второе: Вы хотите научиться медиации. Как научиться? Поскольку медиация похожа на классический танец, то научиться ему самостоятельно невозможно. И чтение книг тоже не поможет. Это в первую очередь практика, это упражнения, это технология. Продолжая ранее взятое сравнение отмечу, что как в классическом танце, так и в медиации есть и навыки, и позиции, и гибкость, рисунок движений и подготовленность ума.

Допустим, вы захотели научиться классическому балетному танцу. Конечно, можно начать со специальной литературы. Но, что она даст? В лучшем случае вы более изящно будете танцевать на корпоративных вечеринках в стиле «социальных танцев».

Для того чтобы добиться красивого и уверенного исполнения классического танца Вам потребуется много работать над собой. Непременное условие классического танца – выворотность ног. Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернутой должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий принимать необходимое положение. При этом очень важно, чтобы рядом был педагог, который поставит технику и откроет то, что не видно с позиции ученика.

Также и в медиации, например, нейтральная позиция медиатора сама по себе не появиться, медиатор должен ее тренировать, что называется, вывести на уровень полезной профессиональной привычки.  Как отмечает Г.Ф. Похмелкина, нейтральность, «вне­партийность» — это невовлеченность в интересы сторон, поддержка во вну­треннем плане отношения «Ты — прав, и ты — прав», а также уважения к каждой из этих позиций, причем несмотря на случающиеся в медиации моменты дискредитации и самодискредитации участников. При этом удерживание медиатора в нейтральной позиции требует искусства обращения со своими чувствами и отношениями, хорошей тренированности.[1] Однако, только путем практического действия, медиатор может овладеть навыком нейтральности и с легкостью балансировать между потребностями и желаниями сторон конфликта, использовать функциональные позиции таких профессиональных ролей, как психолог, юрист, аналитик и пр., но при этом, не переходя в одну из них, как в наиболее привычную для данного специалиста.

Медиация — это глубокое искусство помощи себе и людям. Из чего следует, что полезно научиться стратегии медиации не только для достижения профессионального, но и личного успеха. Подготовка медиаторов основывается на рефлексивнопсихологических принципах: тренировке навыков, супервизии (рефлексивном сопровождении) практики и самопознании как системообразующем компоненте освоения метода работы. Главной целью в обучении является выработка нейтральной позиции и развитие профессиональной идентичности медиатора в т.ч. выработка профессионально-ролевой позиции медиатора. Это осуществляется в рефлетренингах путем постоянного практического применения по отношению к обучаемым техник общения, используемых в профессиональных интервенциях медиатора, организации тренировок этих техник.

Итак, с чего начать обучение медиации? Как в балете с «простых упражнений», то есть начните своё знакомство с медиацией с Федерального закона 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, а далее изучите структуру процедуры медиации, функции медиатора и т.д. Поверьте, как только Вы начнете практиковать и у Вас появятся вопросы, именно в этот период, Вы начнете извлекать из литературы пользу и полученная из книг информация лучше всего отложится в Вашей памяти.

Как уже было сказано ранее, обучение медиации происходит через практику и супервизии поэтому очень важно задуматься о выборе тренера. И для того, чтобы ближе познакомиться с тренерским составом Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии приглашаю Вас на наши вебинары и тренинги.

Ближайшие мероприятия

Вебинары:

20 декабря 2017 г. в 19:00 – 20:30

Вебинарный марафон с 12 по 16 февраля с 19.00 до 20.00 (МСК)

Тренинги:

Медиация. Базовый курс. (120 часов) 12 полных дней с 16 марта по 8 апреля 2018

И в заключение я хочу Вам посоветовать литературу из своего личного опыта:

  • Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов. СПбГУ, 2005.
  • Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители Г. Мета, Г. Похмелкина. М., 2004.
  • «Медиация. Посредничество в конфликтах» Христоф Бесемер Перевод с нем. Н.В. Маловой. — Калуга: Духовное познание, 2004.
  • Семейная медиация / Лиза Паркинсон. – Москва : Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010.
  • Приглашение к медиации: практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации / Махтельд Пель. – Москва : Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009.
  • «Разрешение семейных конфликтов. Руководство по международной семейной медиации» — М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2015
  • Медиация как метод организационного развития. Работа с конфликтами – руководство к действию для руководителей /Кернтке В., Шплинтер Д, Вюстехубе Л. Изд. Вернера Регена, СПб, 2012

На этом, пожалуй, я закончу. Надеюсь статья была полезна, всегда готова ответить на Ваши вопросы.

 

Литература

  1. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Рефлетехнологии медиации в современной зарубежной практической психологии и конфликтологии// Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. Т. 5, № 1. С. 122–123.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

'